состав группы

публикации

JT Fresh: нестандартный стандарт

Играть джазовые стандарты - дело не благодарное. Музыканты, специализирующиеся на  исполнении классики джаза, рискуют навлечь на себя пренебрежительно-снисходительное отношение со стороны как коллег-музыкантов, так и слушателей.

Принято считать, что джазовую классику играть лучше, чем гиганты прошлого просто невозможно. Поэтому, чтобы добиться успеха на мировой джазовой сцене, молодым музыкантам просто необходимо писать авторский материал.  Карьера большинства современных джазовых звезд бесспорное тому доказательство. Хотя, конечно, бывают и исключения. Иногда в нестандартных аранжировках джазовой классики индивидуальность музыкантов проявляется даже более четко, нежели в написании авторской музыки. Приятно, что такие музыканты есть и в Украине. Состоявшийся 17 февраля в Малом зале Национальной филармонии и бесплатный для публики концерт группы JT Fresh ярко это продемонстрировал.

 J.T. Fresh – это квинтет, в состав которого входят вокалистка Екатерина Пурцеладзе, пианист Сергей Стародубов, альт- и баритон-саксофонист Егор Бекаревич, бас-гитарист Александр Новаков и барабанщик Александр Корсун. Репертуар коллектива состоит из проверенной десятилетиями классики джаза и соул-музыки – «Сaravan», «Summertime», «Blue Moon», «Hit the Road Jack», «Take Five», «My Funny Valentine» и т.д. Кажется, быть оригинальным, исполняя такой материал, крайне сложно. Но, как ни странно, именно оригинальность – главная отличительная черта JT Fresh. 

Аранжировки, написанные молодыми музыкантами для нетленной джазовой классики, заслуживают отдельного разговора. Ведущий концерта Алексей Коган в своем вступительном слове рассказал о музыке, которая будет звучать на концерте. Все перечисленные им пьесы – знакомая каждому любителю джаза классика. Но иногда узнать, какая именно композиция звучит со сцены, было непросто. Так, например, «Summertime» в исполнении молодых музыкантов превратился в темповый, фанковый номер. А ритмичная композиция «Hit the Road Jack», наоборот, стала медленной балладой. «Take  Five» вообще лишилась всех своих основных характерных  и мгновенно узнаваемых черт, в частности, ритмической пульсации в размере 5/4, задаваемой барабанами Джо Морелло и фортепьянным рифом Дэйва Брубека. Знаменитый хит Пола Десмонда прозвучал в исполнении J.T. Fresh настоящей  лирикой. И только вокализ Екатерины Пурцеладзе, копировавший  мелодию альт-саксофона Десмонда, говорил - звучит «Take Five»! 

При этом изменение джазовых стандартов до неузнаваемости  не стало у музыкантов «навязчивой идеей». Все аранжировки созданы с чувством меры и пропитаны уважением к великой музыке. И, самое главное, слушать подобные аранжировки по-настоящему интересно. 

Выделить какую-то одну пьесу из исполненных на концерте не просто. Может быть, особенно ярко прозвучала «My Funny Valentine» Роджерса - Харта. Хотя кому-то это утверждение может показаться субъективным. 

В инструментальном плане группа J.T. Fresh показала себя слаженным и добротным коллективом. Особенно хотелось бы отметить отличный скэт Екатерины Пурцеладзе, фортепиано Сергея Стародубова, четкий аккомпанемент и интересный бас-гитарные соло Александра Новакова. 

Концерт был организован при содействии Леонида Гольдштейна. Руководитель J.T. Fresh  Ольга Горбач поблагодарила Леонида со сцены, а музыканты исполнили в качестве подарка ветерану украинского джазового движения две композиции, одна из которых – знаменитый «Сaravan». По словам Алексея Когана, каждое исполнение этого легендарного джазового стандарта в Киеве всегда будет связано с Леонидом Гольдштейном. 

Автор – Артур Ямпольский

О Леониде Гольдштейне тут хочется поговорить особо. Без преувеличения самый известный джазовый тележурналист страны, чья программа «35 минут джаза» давно заняла свое место в истории украинского (а, может быть, и мирового) джаза, не просто посодействовал проведению концерта, но и организовал профессиональную видеосъемку. Поставленный свет, три камеры плюс записанный Виктором Овчинниковым звук – все это имеет отличные шансы превратиться в полноценный DVD-релиз. 

Вообще, происходящее в Малом зале филармонии до боли напоминало съемки «35 минут джаза», которые в последний раз состоялись семь лет назад. И почему-то очень хочется верить, что съемка 17 февраля не была случайностью, но началом чего-то нового. Ведь ни для кого не секрет, что с закрытием программы Леонида джаз практически исчез с украинского телевидения. 

Концертный фильм квинтета J.T. Fresh может стать по-настоящему интересным широкому кругу меломанов как минимум по двум причинам. Во-первых, зная Леонида Гольдштейна и операторов, которые с ним работали, нельзя усомниться в высоком качестве видеоряда, а зная Виктора Овчинникова – в высоком качестве звука. А во-вторых, сам концерт был крайне интересным. Тут и атмосфера в переполненном зале, который тепло встречал каждую композицию, и музыка, звучавшая со сцены. Ведь такое исполнение стандартов услышишь не каждый день (несколько примеров того, как звучит J.T. Fresh, представлены на официальном сайте группы). 

Лично мне больше всего запомнилось лиричное  и вдумчивое исполнение «Hit the Road Jack» Перси Мэйфилда, так контрастирующее с известнейшей версией Рэя Чарльза. А также нервная, может быть, даже немного истеричная аранжировка «My Funny Valentine». Интересно, что с интервалом в два дня в Киеве прозвучали две версии этого хита (15 февраля именно этой композицией начал свой концерт голландский пианист Михил Борстлап), две версии так не похожие между собой и отличные от «канонического» исполнения. 

Справедливости ради стоит отметить, что звучали на концерте не только стандарты. Музыканты исполнили также авторскую композицию пианиста Сергея Стародубова «Dark Side», которая не терялась в окружении знаменитейших хитов. Ну и, кажется, совсем не лишним будет восхититься вокалом Катерины Пурцеладзе. Леонид Гольдштейн назвал пение Кати «белым» скэтом, в котором есть интеллигентность и чувство меры».

 Автор текста – Юрий Руднев

Джерело: Jazz in Kiev
 

Наш провайдер